
Проблема социально-бытовой адаптации детей-инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. Эта проблема заключается в трудностях, связанных с осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности подростка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных моторных функций, а также приобретение высококачественных технических и реабилитационных средств.
Трудности в совершении простейших действий и обслуживании себя значительно ограничивают самостоятельность подростка и сокращают вероятность его автономной жизни в будущем.
Социально-бытовая ориентировка – это специальные коррекционные занятия, которые направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на улучшение их общего развития.
Основная задача социально-бытовой адаптации подростков с ОВЗ заключается в содействии улучшения качества жизни, создании условий для выравнивания возможностей и навыков. Для успешной реализации указанной задачи необходимо специально организованное обучение навыкам самообслуживания.
Овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости, позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
У подростков с особенностями в развитии, формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет отдельное направление работы педагогов, в основе которого лежат специальные программы, учитывающие актуальные возможности ребенка. Реализация данных программ по социально-бытовой адаптации проводится с учетом индивидуальных особенностей подростков. При построении занятий педагог основывается на уровне развития способностей несовершеннолетних и их возможности выполнять повседневную бытовую деятельность.
На базе ГУ ТО «Тульский областной центр реабилитации инвалидов» полустационарного отделения реабилитации детей с ОВЗ (г.Новомосковск) реализуется программа социальной адаптации детей с ОВЗ средствами технологий «Тренировочная квартира». Целью данной программы является создание условий для подготовки к самостоятельной жизни, оптимального развития и социальной адаптации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, посещающими занятия в группе кратковременного пребывания.
Программа включает разделы:
- самообслуживание: уход за собой, своими вещами, пользование бытовыми и электроприборами приборами;
- коммуникация и взаимодействие: использование адекватных и понятных средств коммуникации во взаимодействии со взрослыми, сверстниками, при посещении объектов социальной инфраструктуры, в общественных местах, навыков гостеприимства и навыков заботы о других (близких) людях;
- самоорганизация: навыки ответственного отношения к личным вещам и личному пространству, умение делать выбор, навыки планирования и соблюдения планов, умение совершать действия по собственной инициативе, умение принимать коллективные решения и учитывать выбор сверстников.
Реализация программы способствует накоплению несовершеннолетним собственного опыта, в том числе опыта непосредственного взаимодействия с бытовой техникой и бытовыми предметами, а также достижению максимально возможного для него уровня самостоятельности, включая инициирование действий, контроль результата и появлению навыков, применимых в повседневной жизни, а также предпосылок элементарной трудовой деятельности.
Одной из особенностей при организации социально-бытовой адаптации является необходимость учёта особенностей подростка, его возможностей и степени утраты здоровья. В группе кратковременного пребывания находятся несовершеннолетние с ментальными нарушениями различной степени тяжести, не говорящие и (или) плохо говорящие, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Поэтому, к каждому подростку применяется индивидуальный подход. Для воспитанников с множественными нарушениями психофизического развития, используется наиболее простая форма организации трудовой деятельности-поручения, например: «Намочи тряпочку», «Выброси мусор», «Сложи книги» и др. Групповые занятия проходят в форме сюжетно-ролевой игры, позволяющей смоделировать реальную жизненную ситуацию («Семья», «Магазин», «Аптека» и т.д.), совместной деятельности по отработке имеющихся практических навыков самообслуживания.
Санитарно-гигиенические навыки формируются и закрепляются в процессе режимных моментов во время нахождения подростка в группе кратковременного пребывания. (умывание, расчесывание, переодевание, смена обуви, складывание одежды и т.д.).
Для реализации данной программы, в учреждении имеется достаточная материально-техническая база, созданы условия по проведению групповых занятий в рамках «Тренировочной квартиры». А именно:
Помещение группы разделено на зоны: «Прихожая» (модульная мебель «Прихожая»), «Кухня» (кухонный гарнитур, мойка, микроволновая печь, электрочайник, электроплита, холодильник, обеденная зона), «Хозяйственная зона» (пылесос, гладильная доска, утюг, сушилка для белья), «Спальня» (кровать, шкаф для одежды, прикроватная тумба с настольной лампой, большие механические часы), «Гостиная» (диван угловой, телевизор, стеллаж для книг, круглый стол со стульями).
Созданные условия, приближены к домашним, способствуют педагогам при проведении групповых занятий, формировать и закреплять у подростков основные социально-бытовые навыки, применяемые в повседневной жизни.
В результате реализации данной программы у подростков формируются такие социально-бытовые навыки, как:
- соблюдение правил личной гигиены;
- навыки пользования одеждой и обувью;
- подготовка к приему пищи;
- навыки безопасности при использовании электрическими приборами, бытовой техникой, телефоном, телевизором, компьютером и др.;
- осуществлять влажную уборку помещений;
- осуществлять стирку мелких вещей вручную и в стиральной машине, выжимать, развешивать бельё для сушки;
- гладить бельё;
- осуществлять несложную сервировку стола;
- уход за столовыми приборами и посудой;
- умение застилать кровать и менять постельное белье;
- осуществлять уход за комнатными растениями.
Необходимыми условиями для достижения социальных результатов является использование подростками приобретаемых знаний и умений на практике, соответствие проводимых занятий, выполнение родителями рекомендаций педагогов.
В течение проведения курса групповых занятий по приобретению, формированию и закреплению социально-бытовых навыков, родителям (законным представителям) предоставляются социально-педагогические консультации по различным социально-бытовым вопросам, направленным на помощь овладения и формирования и закрепления полученных социально-бытовых навыков.
Основаниями для достижения социальных результатов служат непосредственные результаты: подросток начинает вести себя адекватно ситуации, овладевает навыками самообслуживания, приобретает необходимые для самообслуживания качества, начинает понимать и реагировать на обращенную речь, общаться, повышается уровень его развития, родители помогают закреплять материал после групповых занятий в домашних условиях, улучшается эмоциональное состояние родителей.
В итоге, можно ожидать социального результата и улучшение благополучия подростка, его комфортного микроклимата, адаптации в среде сверстников, социализации в обществе.