
- Вадим Владимирович, «Экологическая защита» существует много лет и уже оказывает заметное влияние на общество. Давайте напомним нашим читателям, как возникла организация.
- Все мы все помним лето 2013 года, когда несколько месяцев Новомосковск задыхался от химических выбросов. Я, как и все, тоже задыхался. И начал везде «стучаться»: в Роспотребнадзор, Росприроднадзор. Честно говоря, мне было удивительно тогда узнать, что у нас в городе химиков нет никаких лабораторий экологических, нет никаких комитетов или организаций, которые бы занимались экологией.
Я стал везде ездить, добился приема у губернатора, озвучил эти проблемы, и у нас потом появилась первая передвижная лаборатория. А в это время девчонки, с которыми мы позже создали «Экологическую защиту», параллельно занимались теми же вопросами в соцсетях. Тогда был создан форум по запахам в Новомосковске. Я там списался с региональным заместителем министра природных ресурсов и экологии, он приезжал сюда ночами с лабораторией, мы вместе ездили, «ловили» запахи. После этого начались масштабные проверки, которые выявили двух основных источников этих неприятных запахов.
С девочками мы познакомились, когда ездили на источники выбросов – нас уже организованно туда возили. И после этого стали вместе что-то делать, и было принято решение о создании организации. В 2014 году мы зарегистрировались в Минюсте и с тех пор уже официально работаем. Коллектив у нас тот же самый, не менялся. Кроме того, мы открыли отделение в Туле, у нас там тоже очень активные общественники.
Сейчас мы уверенно стоим на ногах и стали реально связующим звеном между жителями и властью. Занимаемся экологическим образованием и озеленением, организуем субботники, природоохранные акции регионального и всероссийского масштаба, убираем реки и озера, ведем постоянную подготовку профессиональных экологических волонтеров...
Так что мы развиваемся. Много работаем по выявлению источников запахов, химических выбросов. Есть уже предполагаемые виновники, идет проверка – и Росприроднадзор, и министерство сельского хозяйства, природных ресурсов и экологии участвует, природоохранная прокуратура. Есть очень много вопросов, но надеемся, что проблема будет решена. Вопрос по запахам в Новомосковске находится на контроле у губернатора.
- Но тут еще какая ситуация – пока одно предприятие выявляется, прикрывается, там появляется еще какое-нибудь.
- Да, выявить предприятие, доказать, что это оно, применить к нему какие-либо санкции – на это уходит два-три года. Взять «Евросинтез». Пока мы его два года вычисляли, боролись, чтобы к нему были меры применены - за это время другое появилось. Которое работает без постановки на учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. И пока его сейчас выявили, тоже прошли год-два. Такие моменты, к сожалению, есть.
Предприятие открылось, без всяких очистных сооружений начинает работать, главная задача – прибыль. Пока его выявят, пока его закроют через суд, применят санкции – проходит приличное время. Но боремся. Успешно боремся.
У нас конструктивный диалог, партнерские отношения с органами власти, с контрольно-надзорными органами, работаем совместно с ними продуктивно. Даже несмотря на то, что в прошлые годы проверки были запрещены, все равно в рамках закона находили возможность воздействовать на нарушителей.
- «Экологическая защита» ведет большую работу по экологическому образованию и воспитанию детей и молодежи. Дает ли она свои плоды?
- Конечно. Детишки переходят из программы в программу, они заинтересованы, они действительно ждут наших занятий, и мы видим, что это приносит плоды, видим результаты своей работы и это, конечно, вдохновляет.
В учебном году мы проводили много проектов, которые направлены на экологическое воспитание и просвещение наших детей – это и «Юный эколог» в начальных классах, «Экологический брейн-ринг» а конкурс «Поколение ЭКО» среди старшеклассников на лучший экологический проект сейчас еще идет.
Помимо этого, мы в прошлом году выиграли грант по экологическому просвещению «Ноль отходов» - там участвовали и колледжи, и университеты, потом провели завершающий круглый стол, куда были приглашены и представители региональных операторов по обращению с отходами, студенты задавали вопросы.
Также собрали очень много крышечек от детских садов, школ, сдали их на переработку и буквально на днях перечислили деньги в фонды и общественные организации, которые помогают детям-инвалидам: в центр развития «Дельфин» в Узловой и в наш новомосковский «Феникс».
- Я сама периодически сдаю вторсырье в пункт приема в лицее, и знаю, что многим добираться далеко и неудобно. Будет ли увеличиваться число пунктов приема вторсырья?
- Мы сейчас рассматриваем вопрос о том, чтобы на 19-м квартале открыть пункт приема, на базе помещений Общества слепых. Понятно, что одного пункта мало, сейчас много жителей к этому вопросу начинают осознанно относиться, собирают пластик, бумагу и пр.
Могу сказать также, что вторсырье можно относить в оранжевые контейнеры, которые стоят на контейнерных площадках. Да, это будет не в рамках нашего благотворительного проекта, но все равно пойдет на переработку.
- Вы участвовали в спасении птиц после ЧП с танкерами у берегов Анапы. А не так давно была резонансная история со спасением собак из битума. Расскажите об этом поподробнее.
- Это было меньше месяца назад, деревня Большие Калмыки, между Новомосковском и Тулой. Один житель услышал ночью звуки, похожие на плач ребенка, как ему показалось. Он пошел на эти звуки и в огромном котловане с битумом увидел двух увязших собак, у одной только нос торчал. Он вытащил одну собаку, а вторая была крупнее, и ему хватило сил только немного оттащить ее от битума, буквально на метр. Потом позвонил волонтерам, а те – нам, и утром мы приехали туда. И второй собаки не увидели. Все подумали, что она сползла вниз и утонула. Первая собака признаков жизни почти не подавала, еле дышала. Ее начали отмывать, у нас уже был опыт в этом после Анапы, мы уже знали, чем можно отмывать такие вещества. Потом отвезли ее в ветклинику, трое суток она там под капельницами пролежала. Нашлись хозяева (собаки были с ошейниками). И когда пострадавшего пса хозяин забирал из ветклиники, пришла хорошая новость - и вторая собака оказалась жива. Она, вся в смоле, в битуме, два километра ползла сутки, но приползла к хозяину.
Потом мы приехали туда уже с природоохранной прокуратурой, с Роприроднадзором, территорию всю обследовали, нашли собственника. И буквально через день уже вся территория была огорожена, и огорожена так, что туда уже даже животные не попадут, не то что дети. А вскоре уже должна начаться рекультивация этого места.
Беседовала Марина АЛЕКСЕЕВА